Всем привет! Если вас интересует экскурсия на горы Эльбрус и Чегет из Пятигорска, то в этой статье публикую свой отзыв с фото и расскажу какие были цены в конце октября 2022 года.
Такую экскурсию можно взять не только в Пятигорске, но и в других курортных городах Кавказских Минеральных Вод, это Кисловодск, Ессентуки и Железноводск. Я на момент покупки экскурсии находился в Пятигорске, поэтому отправился на Эльбрус оттуда.
Недавно вернулся из путешествия по Кавказу, осталось очень много впечатлений, особенно от поездки на Эльбрус. Про моё путешествие по КМВ опубликована отдельная статья, а в этой рассказываю про поездку на Эльбрус, Чегет и поляну Нарзанов.
Экскурсия на Эльбрус, отзывы
Если почитать отзывы в интернете об экскурсии на Эльбрус, то в целом они все позитивные. Из плюсов это очень красивая природа, ещё бы, увидеть самую большую гору в России и Европе высотой 5642 метра это очень впечатляет всех. А помимо Эльбруса вы там увидите ещё много красивейших мест.
Но есть и отрицательные моменты, из них это высокая цена экскурсии вместе со всеми подъёмниками и дорогие кафе. Да я скажу дороговато, но мне нисколько было не жалко потраченных денег, оно того стоит. Раз в жизни увидеть такую красоту может позволить себе каждый. Про цены напишу ниже.
Ещё из отрицательных моментов, я бы отметил сильную зависимость того, какие вы увидите пейзажи от погоды. Если вы собираетесь на экскурсию на Эльбрус, перед тем как её купить, лучше заранее промониторить погоду в Приэльбрусье. Лучше туда отправиться в ясную погоду. Если будет облачно и пасмурно, то могут так встать тучи, что вершину Эльбруса видно не будет и вокруг будет туман. Из-за погодных условий могут закрыть канатные дороги.
Я заранее погоду не мониторил, просто взял экскурсию в тот день, в который было удобно и мне очень повезло, погода была хорошей и ясной. Но всё таки погода в горах не всегда предсказуема и даже если мониторить может случиться непредвиденное, от этого никто не застрахован.
И последний минус, что некоторым людям в горах на высоте выше 3000 метров может стать плохо. Дело всё в том что воздух там разреженный и концентрация кислорода в полтора раза ниже чем на равнине, и чем выше в горы тем кислорода меньше.
От недостатка кислорода может заболеть и закружиться голова, начаться тошнота, подскочить давление и пульс. Но большинство людей этого не ощущают, и есть определённые правила дыхания, чтоб чувствовать себя нормально при разреженным воздухе. Про это всё и свои ощущения тоже подробно опишу ниже.
Где купить экскурсию на Эльбрус?
Экскурсию можно купить в интернете, яндекс по запросу выдаёт разные варианты, но я решил найти в Пятигорске место где продают экскурсии оффлайн. Набрал в яндекс картах экскурсии, и они меня привели на пересечение проспекта Кирова и ул. Соборной.
Там стоял ларёк и было написано “Бюро экскурсий”. Я сказал что меня интересует экскурсия на Эльбрус. Женщина дала мне прайс со всеми экскурсиями и с её телефоном и сказала, что на Эльбрус выезжает автобус каждый день в 6-30 утра, можно записаться на любой день. Экскурсия стоит 1600 рублей.
Я ещё посмотрел в интернете, там тоже были варианты за эту цену, но дешевле не было, мне проще было позвонить женщине и купить у неё. Когда гулял по Пятигорску, то видел ещё одно место, где продавали экскурсии, посмотрел их прайс, там было тоже самое и цены одинаковы.
Когда гулял по Кисловодску тоже видел на улице стояли и продавали экскурсии и у них поездка на Эльбрус стоила 1700 рублей. Видимо потому что дальше ехать. Думаю в остальных городах КМВ тоже примерно такие цены, плюс минус 100 рублей.
Когда определился в какой день ехать, я позвонил женщине из Бюро экскурсий и она меня записала. Сказала с собой иметь наличку, оплата будет на месте и иметь деньги на оплату канатных дорог и прочие расходы, а ещё нужно тепло одеться и взять паспорт. Ниже подробнее про все расходы.
Экскурсия на Чегет и Эльбрус, цены 2022
Как я уже писал выше за экскурсию я заплатил 1600 рублей. Канатная дорога на гору Чегет стоит 900 руб. за подъём и спуск. Единый билет на все подъёмы и спуски современной канатной дороги Эльбруса стоит 1400 рублей. Причем нельзя купить билет на отдельный участок, продают только единый билет сразу на все три.
За въезд в Приэльбрусье нужно заплатить курортный сбор 200 р. с человека. Итого минималка это 4100 р. с человека. Но на этом расходы не закончились. Завтракать и обедать мы заезжали в кафе. На завтрак я взял один сырный хычин с чаем, это местное блюдо похоже на большой блин. Ещё прикупил бутылку минералки и потратил около 200 р. У меня с собой ещё было пару кусков пиццы, поэтому мне хватило, иначе пришлось бы потратить побольше.
Можно ли было или нет за всё расплатиться картой, я не знаю. Когда покупал экскурсию сказали взять деньги наличными.
На обед я взял тарелку борща и чай, стоило это 400 рублей. Причём тарелка борща была большая и сытная с хлебом, мне хватило чтоб наесться. Ещё я во время экскурсии купил две упаковки горного травяного чая себе и в подарок, отдал я за них 500 рублей. Всего в этот день я потратил 5200 рублей и это с одного человека. Денег с собой лучше иметь с запасом.
Мой отчёт о поездке на Эльбрус и Чегет
Место встречи было назначено на 6-30 утра, проспект Кирова у входа в парк Цветник. К тому времени там уже стояло много людей, там не только наша экскурсия, оттуда отправлялись автобусы и на другие экскурсии. Подъехал наш автобус, вышла женщина экскурсовод и сказала кто на Эльбрус, подходим сюда.
Она называла по фамилиям, к ней подходили, на месте оплачивали и садились в автобус. Автобус был большой и комфортный, мест было больше чем туристов, сели все без проблем и мы отправились. Как только выехали на трассу, стали открываться красивые пейзажи, горы, был рассвет.
Потом мы попали в сильный туман, экскурсовод сказала, что это временно, дорога идёт всё выше и выше, скоро туман останется внизу и будет опять ясно. Всё так и было и чем дальше мы ехали, тем красивее были виды вокруг.
Когда выезжали, экскурсовод дала список, в котором каждый должен был записать себя и свои паспортные данные. Этот список обязательно нужно было отдать на посту ДПС при въезде в Кабардино-Балкарию. Она сказала что там могут выборочно проверить паспорта, но такого не было. Нас остановили на посту, сотрудники ДПС забрали список и мы поехали дальше.
По дороге заезжали на завтрак в кафе, там я попробовал хычин. Свою еду проносить туда было запрещено, поэтому пару кусков пиццы, которые у меня были с собой пришлось съесть в автобусе. В кафе можно было сходить в туалет за 10 рублей, чисто символическая плата.
К Эльбрусу мы ехали через Баксанское ущелье, чем ближе подъезжали, тем выше и красивее были горы вокруг, дорога шла вдоль реки Баксан. Появлялись горы с заснеженными верхушками. Пейзажи открывались потрясающие, хотелось бы остановиться пофоткать, но мы ехали без остановок от кафе до нижний станции канатной дороги на Чегет.
Интересно было посмотреть с окна автобуса на город Тырныауз, хотя состояние его не очень. Некоторые экскурсии ещё заезжают по дороге на озеро Гижгит, но в нашу программу это не входило, наверно туда можно проехать только на внедорожнике. Всю дорогу экскурсовод рассказывала много интересного про Кабардино-Балкарию и её жителей.
Подъём на Чегет
Около 10-00 мы приехали на Чегетскую поляну, где нижняя станция канатной дороги на Чегет. Это кресельная канатная дорога, которая имеет три станции. Нижняя станция Чегетская поляна находится на высоте 2100 метров. С неё до станции Чегет-2, высота которой 2750 метров, проходит двух кресельная дорога.
Экскурсовод с нас за все канатные дороги взяла заранее наличку в автобусе, поэтому там покупать и стоять в очереди не пришлось, она выдала нам билеты и мы пошли садиться. И с этой кресельной канатки стали открываться просто сногсшибательные пейзажи, этого не передать, нужно видеть.
С неё открывался вид на гору Донгуз-Орун, это на фото выше. Также открывались виды на гору Эльбрус, село Терскол и много других гор. Чем выше тем пейзажи обворожительнее. Ниже буду выкладывать карусели фотографий.
Подъём длится 17 минут. Хоть дорога и двух кресельная, всё равно можно сесть одному, я сидел один. Рюкзак нужно было обязательно перевешивать на пузо, иначе сесть не получится. Это самая первая канатная дорога СССР, была построена в 1963 году.
На станции Чегет-2 мы немного погуляли, пофотографировались. Здесь можно посетить знаменитое кафе Ай, есть и другие кафе, но я на тот момент ещё не был голоден. Дальше до станции Чегет-3, высота которой 3000 метров мы поднимались на одно кресельной канатной дороге.
Второй подъём занимает 6 минут. С самой верхней станции Чегета открывается отличный вид на верхушки Эльбруса. Фото, которое в самом начале статьи я сделал отсюда. Здесь все по очереди вставали и делали красивые фото на фоне Эльбруса. На этой высоте было всё в снегу, вокруг лежали сугробы.
На горе я увидел ратрак, это такой гусеничный трактор, который ровняет снег для спуска на лыжах. Сейчас ещё не сезон, но зимой, когда Чегет и Эльбрус покрываются снегом до низу, Приэльбрусье превращается в горнолыжный курорт.
Если перейти на другую сторону горы, то открывается красивый вид на ледник Семёрка. Я там сразу не разглядел эту Семёрку, а увидел её уже дома на фотографиях. Посмотрите на фото ниже и напишите в комментариях, вы видите Семёрку?
На высоте начиная от 3000 метров начинает ощущаться разреженный воздух. Но ощущалось это только при физических нагрузках, когда начинал идти быстрым шагом, то начиналась одышка и подскакивал пульс, так как будто бежишь. Как только останавливался, делал несколько глубоких вдохов и одышка проходила. Дышалось хорошо и чувствовал себя отлично.
Я обещал дать совет, как дышать при разреженном воздухе. Прежде чем ехать, я много всего про это прочитал в интернете и пришёл к выводу, что дышать нужно просто глубже и чаще. Тогда организм будет так же насыщаться кислородом так же как и на равнине. За время экскурсии в нашей группе никто никакую горняшку не словил и все чувствовали себя нормально, хотя были и люди в возрасте.
Мы гуляли по Чегету где-то полчаса, я наслаждался красивым видом на Баксанское ущелье и делал много фотографий. Потом был спуск вниз и встреча в автобусе.
Подъём на Эльбрус
После Чегета мы поехали на Поляну Азау, где находится нижняя станция канатной дороги на Эльбрус. Высота нижний станции 2350 метров. Ехать было недалеко, минут за 10 добрались. Канатная дорога на Эльбрус состоит из трёх частей. Первый подъём с Поляны Азау на станцию Старый Кругозор на высоту 3000 метров. Второй участок дороги от Старого Кругозора до станции Мир на высоту 3500 метров. И третий участок от станции Мир до станции Гарабаши на высоту 3847 метров.
Здесь есть два варианта, подняться по новой дороге, где на всех трёх участках ходят восьмиместные гондолы или подняться по старой канатной дороге. По старой дороге на первом и втором участке ходят сорока местные вагоны, в которых нужно ехать стоя. В таких же вагончиках я катался го гору Ай-Петри в Крыму. А на верхнем участке от станции Мир до Гарабаши кресельная канатная дорога.
По старой дороге подниматься раза в 2-3 дольше. В среднем время проезда по одному участку на новой дороге занимает 5 минут, на старой 12 минут. И на новой дороге не надо ждать пока зайдёт 40 человек, гондолы идут одна за другой, сразу сел и помчался. Мы поднимались и спускались по новой дороге, в нашу экскурсионную программу входила именно она.
Экскурсовод взяла в кассе и выдала всем билеты. Билет это маленькая бумажка со штрих кодом, похожа на кассовый чек, которую нельзя было потерять, пока не спустишься обратно. В случаи утери придётся купить ещё один билет. А без него не пройти ни на одну станцию, чтоб пройти турникет, нужно приложить штрих код к сканеру.
Дальше мы стали усаживаться в гондолы и подниматься на станцию Старый Кругозор. При подъёме по первому участку если присмотреться, то вдали виден водопад Сарыкая-Су. На станции Старый Кругозор мы сразу пересели на второй участок и начали подниматься на станцию Мир.
На станции Мир мы гуляли минут 20, экскурсовод нам рассказывала про горы, но там такие названия, что запомнил я мало. На этой высоте я уже не видел никакой растительности, здесь начинается вечная мерзлота, снег тут и летом и зимой. Погода была чуть ниже 0°, не сильно холодно, но периодически дул сильный ветер.
Я был одет по зимнему, поэтому не замёрз, только когда я много фотографировал фотоаппаратам и телефоном замерзали руки, потому что был без перчаток. Говорят летом несмотря на то что здесь всё в снегу, на солнце можно загорать, а можно и сильно сгореть. Но в октябре солнце уже не такое палящее.
До верхней станции Гарабаши мы уже поднимались без экскурсовода, а просто сами гуляли. Там на прогулку и фотографии у нас тоже было около 20 минут времени. Потом нужно было спускаться, мы договорились, что в 14-00 все встречаемся внизу в кафе. Экскурсовод нам заранее показала место встречи.
Здесь уже был совсем другой вид на горы, ощущалось, что действительно находишься на очень большой высоте. На такой высоте можно кататься на лыжах и зимой и летом. На дальнем плане виднелись горы Грузии. Недалеко от Южных склонов Эльбруса, как раз где мы находились проходит граница с Грузией.
Пока мы поднимались, верхушку Эльбруса накрыла туча и её не было видно. Здесь на верхней станции стояли ратраки и предлагали желающих довезти до высоты 5000 метров. За отдельную плату соответственно и стоит это дорого. Я у них стоимость не спрашивал, но слышал что это не меньше 5000 рублей с человека.
В нашу экскурсию подъём на ратраке не входил. Мы были ограничены во времени и бюджет у меня тоже был ограничен. Нужно было успеть пообедать, посетить ещё одно место и к вечеру вернуться в Пятигорск. И прям сразу без акклиматизации на такую высоту, не известно как себя будешь чувствовать.
На этой высоте находятся приюты, где альпинисты ночуют и проходят акклиматизацию, чтоб организм привык к разреженному воздуху. А потом поднимаются выше. Приют это что-то наподобие мини городка с бытовками.
Когда смотришь на верхушку Эльбруса, кажется что она близко, но это не так. Идти до неё пешком от верхней станции около 7 км в крутую гору и чем выше, тем разряженней воздух и сильней одышка. Одолеть такой путь могут только люди с хорошей физической подготовкой и занимает он не один день.
Ну а мы погуляли, пофотографировались и поехали вниз. Когда ехали от станции Мир, до Старого Кругозора, канатная дорога остановилась и мы висели минут 5 без движения. Видимо что-то случилось, но потом опять начали двигаться вниз. На станции Старый Кругозор я немножко прогулялся и пофоткал.
Когда спускались вниз от Старого Кругозора до Азау, там уже снега не было и была видно как вдалеке пасутся горные козлы. Потом мы спустились, встретились в кафе и я съел большую тарелку вкусного борща, аппетит я нагулял отличный.
Поляна Нарзанов
Примерно в 15-00 мы собрались в автобусе и поехали в Поляну Нарзанов, которая находилась в нескольких километрах от нас. На Поляне Нарзанов мы гуляли около получаса. Здесь открывался красивейший вид на реку Баксан и горы.
В Поляне Нарзанов есть несколько источников где течёт настоящий газированный нарзан из металлической трубы. Но мне он не очень понравился на вкус и запах, как и вся вода из бюветов Пятигорска и Кисловодска. Вода солёная, вонючая, пахнет сероводородом или может ещё чем. Но возможно она очень полезная. Люди жадно её набирали в бутылки.
Вода пригодна только для питья на месте, я набрал бутылку 0.5 её специально припас, чтоб набрать нарзана. Но когда доехал до Пятигорска вода помутнела и стала протухать. Вода не для длительного хранения. В общем это совсем другая вода, чем которая продаётся в магазине в бутылках.
На Поляне Нарзанов помимо источников ещё стоят торговые палатки, где можно купить сувениры, магниты, чай из горных трав, мёд, варенье, и ещё много всего. После Поляны Нарзанов мы отправились в Пятигорск. По дороге сделали только одну остановку в туалет, в том самом кафе, в котором останавливались на завтрак. И после этого примерно к 19-00 мы приехали в Пятигорск.
Выводы
Экскурсия на Эльбрус и Чегет оставила очень сильные впечатления, которые запомнятся на всю жизнь. Если вы на ней не были, то рекомендую всем! Увидеть Эльбрус хоть раз в жизни обязательно нужно, ведь это самая высокая гора в России.
Наверно было бы лучше приехать в Приэльбрусье самому на машине и задержаться там на пару дней, чтоб было больше времени везде погулять. Однодневная экскурсия сильно ограничивает время. Но в этот раз у меня не было такой возможности.
На этом всё, если есть какие вопросы, пишите в комментариях, всем отвечу! Подписывайтесь, всё самое интересное впереди! Про моё путешествие по Кавказским Минеральным Водам можно прочитать здесь! В рубрике Путешествия есть ещё интересные статьи.
Обучение веб-разработке и программированию от 99 рублей в месяц! Я сам на этой платформе многому научился и учусь сейчас.