Привет фотолюбителям! Хотите научиться делать качественные, четкие и насыщенные снимки? В этой заметке расскажу, как научиться правильно фотографировать на зеркальный фотоаппарат.
Чем зеркальный фотоаппарат отличается от фотоаппарата на телефоне или мыльницы? Во-первых, тем, что в зеркальном фотоаппарате матрица более качественная и больше размером, да и в зеркальном фотоаппарате можно использовать разные объективы, вспышки и прочие аксессуары.
А во-вторых, в зеркальном фотоаппарате есть возможность применить много разных настроек, которые ограничены в применении на телефонах и мыльницах. Читайте до конца мои бесплатные уроки фотографии для начинающих зеркальной камерой, и вы сможете повысить ваш уровень и выжать из вашей зеркалки максимум качества.
Мои советы, как фотографировать на зеркальный фотоаппарат
Если вы впервые взяли в руки зеркальный фотоаппарат, то для начала нужно подробно прочитать руководство по эксплуатации вашей камеры. Нужно разобраться, как производится настройка вашего зеркального фотоаппарата, какие в нём есть режимы и как их переключать.
А главное – разобраться, как в фотоаппарате устанавливать выдержку, диафрагму, светочувствительность матрицы (ISO), режимы фокусировки, выбор точки фокусировки и как использовать вспышку.
Ниже подробно расскажу про такие основы и термины в фотографии на зеркальный фотоаппарат, как фокусное расстояние, выдержка, диафрагма, ISO, кроп фактор, ГРИП и баланс белого. Также немного расскажу про композицию, покажу, как это всё применить на практике, и выложу примеры фото на зеркальный фотоаппарат nikon d3100.
Фокусное расстояние объектива
Фокусное расстояние – это расстояние от оптического центра объектива до матрицы фотоаппарата. Фокусное расстояние (сокращённо обозначается ФР) влияет на угол обзора камеры.
ФР позволяет понять, насколько объектив может приблизить или отдалить объект съёмки. ФР измеряется в миллиметрах: чем меньше ФР, тем больше угол обзора; чем больше ФР, тем больше объектив увеличивает. ФР – это важная характеристика объектива.
ФР влияет на дисторсию (оптическое искажение). Также влияет на дисторсию и на расстояние до объекта съёмки. Если сделать портрет на ФР 18 мм, то будут видны сильные оптические искажения на лице человека.
Это явный пример дисторсии. На ФР 18 мм при съёмке портрета расстояние до объекта очень маленькое, так как очень широкий угол обзора, и плюс к тому на таком фокусном объектив делает искажения.
Оптимальные ФР для съёмки лицевого портрета – 85-135 мм. Такие ФР имеют минимальную дисторсию, и на таких ФР достаточное расстояние до объекта съёмки, при котором нет искажений, и лица людей получаются естественными.
Но хорошая оптика с такими ФР стоит дорого. Если объектива с такими ФР не имеется, делайте портреты с максимальным, которое имеете. У меня получались неплохие портреты на 50 мм, на таком ФР дисторсия будет тоже минимальной.
На ФР ниже 85 имеется бочкообразная дисторсия, создаётся эффект глазка, но это ещё сильно зависит от расстояния до объекта, на большом расстоянии этот эффект будет минимален и почти не заметен. На ФР выше 135 мм есть тоже небольшая подушкообразная дисторсия.
ФР от 50 до 85мм подходит для поясных портретов, от 35 до 50 – для ростовых. Для групповых портретов можно использовать ФР ниже 35, если люди не влезают в кадр и нет возможности отойти дальше.
Объективы с ФР ниже 35 называются широкоугольными. Их используют для съёмки пейзажей, архитектуры, интерьера и ещё для многих задач. Ниже пример фото пейзажа на 18мм.
Объективы с ФР от 85 и больше сильно увеличивают, их называют телеобъективами. Такие объективы тоже используют для многих задач: съёмка репортажа с большого расстояния, съёмка диких зверей и т. д.
Есть универсальные объективы зумы с переменным ФР, а есть объективы фиксированным, где ФР менять нельзя. Такие объективы называют фиксами, фиксы обладают более хорошим качеством, чем зумы.
Кроп-фактор матрицы фотоаппарата
Профессиональные цифровые зеркальные камеры, далее буду называть ЦЗК, имеют полнокадровую матрицу, которая по размеру, как стандартная плёнка 35мм. ЦЗК начального уровня имеют матрицу меньшего размера.
Их называют кропнутые ЦЗК. Кроп-фактор показывает коэффициент соотношения матрицы ЦЗК к стандартной полнокадровой матрице. Например, у Никон начального класса, таких как Nikon d3100, кроп-фактор, то есть матрица, в 1,5 раза меньше полнокадровой матрицы.
Это значит, что ФР объектива для такой ЦЗК нужно умножать на 1,5. Например, на ФР 18 мм на Nikon d3100 будет такой же угол обзора, как ФР 27 мм на полном кадре. А ФР 50 мм будет, как 75 мм на полном кадре.
Чтоб угол обзора на кропнутой ЦЗК был такой же, как на полнокадровой, нужно ФР объектива умножить на кроп-фактор ЦЗК.
Есть объективы специально для кропнутых матриц, у Nikon такие объективы имеют маркировку DX. Но ФР на таких объективах всё равно соответствуют полному кадру. Помните, объективы для кропнутых ЦЗК нельзя использовать на полном кадре, объективы для полного кадра можно использовать на кропе.
Экспозиция и экспопара в фотографии
Основы фотографии на зеркальный фотоаппарат состоят из композиции или компоновки кадра (как, что и где в кадре расположено) и правильно подобранной экспозиции, то есть настроек фотоаппарата, от которых зависит попадания света на матрицу.
Экспозиция – это часть света, которая попадает на матрицу фотоаппарата во время фотосъёмки. Фото может быть переэкспонировано, то есть пересвечено, а может быть недоэкспонировано, то есть недосвечено.
Экспозиция зависит от выдержки, диафрагмы и ISO, а если фотографируете со вспышкой, то ещё зависит от мощности вспышки. Подробно об этих параметрах напишу ниже, измеряется экспозиция в стопах. Есть ещё такое понятие, как экспопара – это значение выдержки и диафрагмы.
Выдержка в фотографии
Выдержка – это промежуток времени, за который матрица фотоаппарата фиксирует изображение. Когда вы нажимаете кнопку спуска затвора, открывается матрица, и на неё попадает пучок света, который матрица формирует в изображение. Вот этот промежуток времени, когда матрица открыта, и на неё идёт свет из объектива, и называется выдержка.
Такая же система была и на плёночных камерах. Она выставляется в фотоаппарате в полностью ручном режиме и в режиме приоритета выдержки, в остальных режимах ЦЗК регулирует выдержку автоматически.
Чем больше выдержка, тем больше света попадает на фото. Соответственно чем больше она, тем фото светлее, а чем меньше, тем темнее. Она измеряется и обозначается в секундах. Это может быть несколько секунд, а может и маленькая доля секунды, например, 1/1000 сек. На фото выше для правильной экспозиции мне понадобилась выдержка 1/3 сек.
Если ее сделать больше, то фотография получится пересвеченной, а если меньше, то недосвеченной. Выдержка влияет на яркость фотографии. Ниже пример фото с недосветом и пересветом.
Профессионалы измеряют экспозицию в стопах. Увеличение выдержки в 2 раза повышает экспозицию на 1 стоп. Соответственно уменьшение выдержки в 2 раза снижает экспозицию на 1 стоп.
Если вы фотографируете с рук, ее нужно рассчитывать, отталкиваясь от ФР и кроп-фактора. Например, я хочу сделать фотографию на ФР 50мм. Умножаем ФР на кроп-фактор, в данном случае 50 х 1.5 = 75. Значит, она должна быть не длиннее 1/75 сек, а лучше брать с запасом – 1/80-1/100 сек., иначе фотография получится смазанная.
Если надо сделать ее длиннее, нужно использовать штатив. Со штативом можно использовать любые выдержки, но штатив поможет только при фото неподвижных объектов. Людей и подвижные объекты всё равно нужно фотографировать с короткими выдержками, здесь на помощь приходит вспышка.
Есть объективы со стабилизатором изображения, которые позволяют снимать на более длинных. Но включать стабилизатор нужно на самый крайний случай, так как из-за стабилизатора фотография немного теряет в резкости. Если можно обойтись без стабилизатора, его лучше отключить.
Для фото людей в быстром движении, например, на спортивных событиях, чтоб избежать смаза, нужно использовать выдержки не длиннее 1/500 сек. Здесь чем короче выдержка, тем лучше.
Длинные выдержки используют в художественных целях. Ниже пример фотографии моря с выдержкой 30 секунд ночью. Ночью, почти в полной темноте благодаря длинной выдержке фото получается светлее, чем было на самом деле.
А на этом снимке я сфотографировал оживлённый перекрёсток с выдержкой 2.5 секунд. Машины на дорогах при фото с длинными выдержками размываются и видно только полосы от фар.
С длинной могут получиться красиво реки, водопады, фонтаны и разные городские пейзажи. Если с длинными выдержками фотографировать людей, можно сделать из них приведения.
Диафрагма в фотографии
Диафрагма – это круглая перегородка, состоящая из лепестков, которая находится внутри объектива. С помощью нее регулируется диаметр отверстия в объективе, через которое проходит свет.
Диафрагменное число обозначается F/x, где число х – это отношение ФР к диаметру отверстия. Например, F/5.6, F/8 и т.д., чем больше это число, тем больше диафрагма закрыта.
Обучение веб-разработке и программированию от 99 рублей в месяц!
Диафрагма влияет на экспозицию и на глубину резкости изображаемого пространства. Чем шире она открыта, тем больше света проходит на матрицу. Диафрагма и выдержка взаимосвязаны.
Чем шире диафрагма, тем меньше требуется выдержка. Чем шире она открыта, тем меньше глубина резкости. Прикрытие диафрагмы делает глубину резкости больше.
Диафрагма устанавливается в режиме приоритета или в полностью ручном режиме фотоаппарата. На старых объективах она настраивалась кольцом управления диафрагмы на самом объективе.
Чтобы повысить экспозицию на 1 стоп, нужно диафрагменное число разделить на 1.4 и выставить ее на число, которое получилось. Например, у нас сейчас установлена диафрагма F/8. Чтобы увеличить экспозицию на 1 стоп делим 8 на 1.4 и получаем 5.7.
Округляем до ближайшего числа, которое можно установить в объективе, в нашем случае это F/5.6. Открытие диафрагмы с F/8 до F/5.6 повышает экспозицию на 1 стоп. Чтоб снизить экспозицию на 1 стоп, нужно 8 умножить на 1.4 получиться F/11.
В характеристиках объектива указывают, на сколько максимально в нём можно открыть диафрагму. Это важная характеристика, от неё зависит светосила объектива. Есть светосильные объективы, у которых она открывается до F/2.8-F/1.2. Такие объективы, как правило, стоят дорого.
Цена объектива зависит от его светосилы, а точнее от того, на сколько максимально в нём можно открыть диафрагму.
На моём объективе Nikon 18-55 на разных ФР разная светосила, на ФР 18 мм диафрагму можно открыть до F/3.5, на ФР 55 мм можно открыть до F/5.6. А на моём фиксе 50 мм диафрагма открывается до F/1.8.
Она ещё влияет на резкость изображения, на максимально открытой резкость по краям кадра снижается. Чтоб изображение было максимально резким по всему полю кадра, ее надо прикрывать на 2-3 стопа, в разных объективах по-разному. Проверить можно экспериментом: пофотографировать кирпичную стену на разных диафрагмах и посмотреть результаты.
ISO в фотографии
ISO – это светочувствительность матрицы фотоаппарата. Обозначается в цифрах, например, ISO 100, ISO 200 и т.д. Чем выше ISO, тем матрице нужно меньше света для получения нормальной экспозиции. ISO взаимосвязана с выдержкой и диафрагмой.
Увеличение ISO в 2 раза поднимает экспозицию на 1 стоп. Чем выше ISO, тем меньше нужна выдержка, а также больше можно прикрыть диафрагму. ISO влияет на качество фотографии: чем выше ISO, тем больше на фотографии шумов в виде зернистости; чем ниже ISO, тем качественней фотография.
ISO следует поднимать только в случае, когда не хватает выдержки, чтоб фотографировать с рук. На полнокадровых матрицах зернистость с поднятием ISO меньше выражена, поэтому на полнокадровых ЦЗК можно снимать с более высоким ISO без существенной потери качества, чем на кропнутых ЦЗК.
На современных кропнутых ЦЗК можно поднимать ISO до 800 без существенной потери качества фотографии. ISO 1600 будет ещё терпимо, но небольшая зернистость уже заметна. На ISO 3200 и выше будет существенная потеря качества.
ГРИП фотографии
Глубина резкости изображаемого пространства, сокращённо обозначается ГРИП. ГРИП фотографии зависит от ФР, от диафрагмы, от расстояния до объекта съёмки и от кроп-фактора матрицы фотоаппарата.
Чем больше ФР, тем меньше ГРИП. Чем шире открыта диафрагма, тем меньше ГРИП. Чем меньше расстояние до объекта съёмки, тем меньше ГРИП.
На кропнутых ЦЗК ГРИП больше, чем на полнокадровых при одинаковом угле обзора. Например, если сфотографировать на ЦЗК с кроп-фактором 1.5 на ФР 50 мм и такую же фотографию сделать на полном кадре на ФР 75 мм, то угол обзора будет одинаковым, а ГРИП на полнокадровой ЦЗК меньше.
Есть такое понятие, как гиперфокальное расстояние – это расстояние до объекта съёмки, при котором ГРИП будет бесконечна, то есть всё изображение будет в резкости. Гиперфокальное расстояние зависит от ФР, от диафрагмы и опять же от кроп-фактора.
ГРИП используют в художественных целях. При фото портретов, получая малую ГРИП, можно сделать красивый размытый фон, в фотографии он называется “боке”. А при фото пейзажей, наоборот, делают так, чтоб ГРИП была бесконечной, и в резкости был весь кадр.
Чтобы рассчитать ГРИП и гиперфокальное расстояние, нужно воспользоваться специальным калькулятором ГРИП. Их в интернете много, также есть разные приложения на смартфон, которые позволяют рассчитывать ГРИП.
Баланс белого
Разные источники света имеют разную цветовую температуру. Температура света измеряется в кельвинах, например, температура лампы накаливания – 3200K, а температура солнца – 5200К.
Баланс белого сокращённо обозначается ББ. Настройка баланса белого позволяет задать температуру, которой обладает источник света при съёмке. Как правило, с этим хорошо справляется автоматика фотоаппарата.
Заморачиваться стоит лишь в том случае, когда светят разные источники света. Например, одновременно лампы накаливания и лампы дневного света. В таком случае в ЦЗК есть функция выставления баланса белого по белому листу бумаги. Нужно взять белый лист бумаги и сделать, как написано в инструкции ЦЗК. Если неправильно выставить баланс белого, то на фотографии будут искажены цвета.
Современные ЦЗК позволяют делать фотографии в формате RAW. В таком формате можно поправить баланс белого и многие другие параметры в редакторе без потери качества фотографии, а затем сконвертировать в JPG.
Вспышка зеркального фотоаппарата
В фотографии многое зависит от освещения. Освещение может быть естественным, например, днём на улице или свет от окна в помещении днём. Также освещение может быть искусственным – это может быть свет от люстры, от фонаря и от чего угодно. Но если света недостаточно для нормальной экспозиции, то нужно применять вспышку.
Вспышка встроенная в ЦЗК имеет один существенный недостаток: её нельзя направить в потолок или стену. При художественной съёмке никогда не направляют вспышку в лицо, это портит фото.
Вспышку в лоб применяют только при быстрой репортажной съёмки, когда нет времени заморачиваться с освещением.
Для художественных фотографий необходимо докупить внешнюю вспышку. Внешнюю вспышку можно направить не на лицо, а на белый потолок или на белую стену, или на специальный отражатель. Свет, отражаясь, попадает на лицо и становится намного мягче, так фотография получится объёмнее.
Профессионалы при художественной съёмке используют различные отражатели, рассеиватели, софтбоксы, одновременно несколько вспышек. Выставление и настройка света в фотографии – это целое искусство, научится можно только с опытом.
Композиция в фотографии
Если вы освоили, как технически грамотно фотографировать на зеркальный фотоаппарат, то дальше нужно осваивать композицию фотографии. Помимо технической настройки фотоаппарата, нужно ещё скомпоновать кадр так, чтоб он смотрелся привлекательно.
Композиция фотографии, как я уже писал выше – это компоновка кадра, а точнее что, где и как в кадре находится. Существует много разных правил компоновки кадра, расширять тему здесь не буду, про это я планирую написать отдельную статью.
В этой статье я лишь напишу о самом главном правиле композиции фотографии – это правило третей. Нужно мысленно разделить кадр на три равных части снизу вверх, и также на три равных части слева направо, получится 9 равных частей.
При фотографировании нужно стараться сделать так, что главные объекты съёмки, на которые вы фокусируетесь, находились на этих линиях как можно ближе к пересечению этих линий. Фото пейзажей выглядят лучше, когда горизонт находится на одной из этих линий.
При фотографировании архитектуры нужно стараться, чтоб границы фотографируемых объектов тоже совпадали с этими линиями или были приближены к ним. Но есть исключения, и в некоторых случаях это правило нужно нарушить.
Например, при фото лицевых портретов нужно, чтоб лицо заполняло большую часть кадра, и здесь соблюдается правило симметрии, а не правило третей. В фотографии иногда красиво смотрится множество разных диагональных линий, особенно красиво, если они пересекаются в одной из точек линий правила третей.
На фото ниже я нарушил правило правило третей, но здесь задумка была другая, я хотел сделать симметричное зеркальное отражение красивого неба от воды в реке, и получилось красиво.
На самом деле я считаю, что нет правильных или неправильных композиций в фотографии, а все являются правильными. Если фотография вам нравится, значит, композиция у неё такая, как нужно. Может быть неправильная только экспозиция, когда кадр пересвечен или недосвечен, и это видно на глаз.
Выводы
Если у вас ещё остался вопрос, как правильно фотографировать на зеркальный фотоаппарат, то дам вам ещё несколько советов, как фотографирую я сам. Я пользуюсь только двумя режимами съёмки: режим приоритета диафрагмы Р, когда фотографирую без вспышки, и полностью ручной режим М, когда делаю фото со вспышкой.
Когда фотографирую пейзаж диафрагму прикрываю до F/8, чтоб получить резкость по всему полю кадра. Если выдержки не хватает, чтоб снять с рук, то либо использую штатив, либо поднимаю ISO, либо открываю диафрагму. Вместо штатива можно использовать подручный предмет, например, табуретку. ФР при пейзажной съёмке использую такое, чтоб всё задуманное попало в кадр.
Лучшие пейзажи получаются на рассвете и на закате.
При портретной съёмке диафрагму выставляю максимально открытую, чтоб получить красивый размытый фон. Если нужно больше ГРИП, то диафрагму прикрываю, про ФР на портретах уже писал выше. Режим фокусировки использую непрерывно следящий по одной точке, фокусируюсь на глазах.
Если фотографирую со вспышкой в помещении, стараюсь направлять её в потолок, чтоб получить более мягкое рассеянное освещение. Со вспышкой фотографирую в полностью ручном режиме, диафрагму выставляю, исходя из ГРИП, которая нужна, выдержку выставляю такую, чтоб можно было снимать с рук.
Вспышку выставляю в режим TTL, то есть авторежим. С ISO экспериментирую в значениях от 100 до 800. Если пересвет или недосвет, вношу поправки в мощность вспышки или поправки экспозиции. При фото со вспышкой на улице использую пластиковый рассеиватель.
Больше практикуйте, и со временем всё начнёт получаться. Рекомендую посмотреть бесплатные видео уроки по основам фотографии. Очень интересные уроки по работе с освещением и со вспышкой, также советую посмотреть бесплатные уроки по обработке фотографий в фотошоп.
На этом всё. Если ещё возникают вопросы, как пользоваться зеркальным фотоаппаратом, то пишите в комментариях, постараюсь всем ответить!
Обучение веб-разработке и программированию от 99 рублей в месяц! Я сам на этой платформе многому научился и учусь сейчас.
Евгений, огромное спасибо за статью. Вот она мне прямо в точку попалась, я как раз сейчас пишу заметку о профессии фотограф и мне нужна была такая информация. Конечно, я не разобралась во всех подробностях, но мне это и не надо, главное, представление получила: все так понятно и доходчиво написано, просто — ух! И фотографии подобраны классно! Еще раз спасибо и удачи вам.
Людмила, рад, что статья вам пригодилась. Для того, чтоб научится фотографировать углублённые знания не обязательны. Хотя бы поверхностно если понимать что к чему, какие настройки для чего нужны уже достаточно для любительских целей.
Эх, зеркалка вещь… Но дорогая вещь!
Михаил, если поискать б.у., то кропнутую зеркалку начального уровня можно по приемлемой цене найти, а вот полнокадровые действительно дорогие
Евгений, спасибо за статью. У меня есть зеркалка, но как-то никогда не вникала как правильно фотографировать))) Теперь буду знать
Светлана, попробуйте применить знания на практике, будет интересно…
Всем любителям снимать пейзажи и авторам статей про фото — возьмите на вооружение мой лайфхак — пульт дистанционного управления. На пульте нажимаете кнопку, на камере срабатывает затвор. Потратив один доллар вы избавитесь от шевеленки, и сможете фотографировать сами себя с расстояния большего вытянутой руки.
Александр, да пульт действительно избавит от шевелёнки при фото со штатива с длинной выдержкой. Но если его нет, то при фото со штатива можно использовать функцию таймер, например чтоб затвор сработал через 5-10 сек после нажатия кнопки. Таким образом тоже можно себя сфотографировать. И на пейзажах с большой выдержкой смаза от нажатия кнопки не будет. Но с пультом конечно проще и удобнее.
Очень полезная статья! к сожалению пока нет такой техники, но есть огромное желание научиться так фотографировать!
Если есть желание, то появится и техника. Есть много вариантов б.у. за приемлемые цены.
Евгений, целая наука снимать зеркальным фото аппаратом. Как можно использовать эту полезную информацию для съемки видеокамерой?
К сожалению, зеркалки начального уровня видео снимают не очень хорошо. На моём nikon d3100 перед съёмкой можно только выставить диафрагму, остальные значения фотоаппарат выставляет на автомате. И диафрагму нужно выставлять максимально открытую, чтоб у фотоаппарата хватало светосилы, чтоб выставить меньше ISO иначе на видео будет много шумов, и даже на минимальном ISO видео получается достаточно шумное. И нет возможности подключить микрофон. Для видео нужен полнокадровый фотоаппарат. И при съёмке видео на зеркалку нужно не забывать про фокусировку, часто бывает, когда снимаешь сам себя, а в результате ты не в фокусе, я заранее фокусируюсь на месте, где собираюсь снимать.
Доброго времени, Евгений! Вот попалась мне ваша статья как никогда кстати )) С наукой фотографирования я мало знаком и хотелось как раз разобраться с настройками, что для чего: ISO, выдержка и прочее. Тем более сейчас такие настройки есть у продвинутых смартфонов (типа последней линейки Galaxy), где можно все настраивать вручную. Добавил в закладки статью, буду заходить вникать. Спасибо!!! 🙂
Здравствуйте! Из всех смартфонов, которые у меня были и есть сейчас в фото можно только ISO регулировать, диафрагма и фокусное расстояние фиксированное, выдержку смартфон на автомате регулирует. Но если уже начал появляться такой прорыв и на смартфонах, то зная основы фотографии можно будет из смартфона тоже выжать максимум качества фотографии.
Евгений, у меня нет зеркалки, но после вашей статьи захотелось иметь и научиться делать фото как у вас, вы мастер своего дела
У меня зеркалка случайно в руках оказалась, но когда пофотографировал на неё, то понял, что ооочень хочу, в итоге долго думал, с деньгами проблемы тоже были, но всё таки купил, ни сколько не жалею, но потом ещё пришлось потратить на штатив, дополнительную вспышку, ещё один объектив, сейчас ещё хочется разные другие объективы попробовать, но стоят они очень дорого, пока остановился на этом и очень рад. О покупки не жалею.
Евгений, а фото свои где нибудь выкладываешь? У меня тоже очень много фото, но не таких качественных как у тебя , я и то подумал может сделать на своем блоге рубрику и выставить фото, но не знаю как сделать рубрику чисто для фото, Вы не задумывались? Может у Александра Утышева поинтересоваться, ведь он тоже фото занимается.
Я все фото в соц сетях выкладываю, во ВК у меня большая коллекция, но и в оригинале в хорошем качестве храню на компе. Блог он не для фотографий, а для статей, вся оптимизация только по тексту идёт. Для фото есть ВК, инстаграмм и т.д. Смысла нет просто так забивать ими блог. И лучшее качество фото с зеркалки можно увидеть только при просмотре на своём компьютере, а не в интернете, я для выкладки на сайт качество сильно ужимаю, в соц сетях оно тоже ужимается, иначе фото много весят и долго загружаются. В оригинале фото в full hd у меня 2 Mb весит, для публикации на блоге я фото ужимаю до 100 Kb.
Отличное и подробное руководство для начинающих фотолюбителей, как пользоваться зеркальным фотоаппаратом, как правильно фотографировать и делать качественные и насыщенные снимки! С удовольствием прочитал, автору респект и уважение!
Спасибо за комментарий! Старался) Вам тоже удачи!
Евгений, ваша статья мне понравилась. Чувствуется, что вы со знанием дела подходите к фотографированию. Спасибо за качественную информацию, начну применять. 🙂
Спасибо за хороший комментарий! Рад, что статья кому-то будет полезна.